Доступная среда

Информация по обеспечению прав детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Брянска  с углублённым изучением отдельных предметов им. Ф. И. Тютчева»

Паспорт доступности объекта

 Численность работников образовательных  организаций, прошедших инструктирование для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением  доступности для  инвалидов объектов  и услуг  98 человек .

  1. Численность педагогических  работников   общеобразовательной организации —  64  человек,
  2. Численность педагогических   работников   общеобразовательной организации, имеющих образование и (или)   квалификацию,  позволяющие  осуществлять  обучение  по адаптированным  основным   общеобразовательным  программам — 3 человека.
  3. Численность детей-инвалидов в возрасте от 5 до  18 лет, получающих дополнительное образование – 13 человек.
  4. Численность детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием — — человек.
  5. Численность детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования 13 человек.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №9 г. Брянска рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учётом их психофизических особенностей.

 Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционной и реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого – педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствования системы кадрового обеспечения.

 

1.     Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания МБОУ СОШ №9 г. Брянска не предусматривают наличие подъёмников, других приспособлений обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении установлен пандус, имеется доступное санитарно – гигиеническое помещение с расширенными дверными проёмами,  существует  доступ в сенсорную комнату (устройства для развития вистибюлярного и слухового аппарата, зрительного и тактильного восприятия и т.д.)

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещения в образовательной организации отсутствуют. При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будут предоставлено сопровождающее лицо.

2.     Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвую в образовательном процессе на общих основаниях.

При наличии документа, подтверждающего статус ребёнка с ОВЗ (справка психолого – медико-педагогического консилиума) используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребёнка и с целью коррекции нарушений развития и коррекции нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно.

При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка – заключение ВКК) для такой категории детей может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

3.     Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Школьная столовая полного цикла полностью реализует потребности обучающихся в горячем питании и трехразовом питании для школьников, находящихся на продлённом дне. Организована работа школьного буфета. На средства, выделяемые из бюджета города Брянска возможна организация питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
4.     Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здание МБОУ СОШ №9 г. Брянска оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями, обеспечивающими визуальный и звуковой сигнал.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических медицинских осмотров, а также профилактических мероприятий различной направленности (иммунизации, первичной диагностики и т.д.) в школе функционирует медицинский и процедурный кабинеты. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарём и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10. На основании заключённого договора с ГБУЗ «Брянская детская поликлиника №2» медицинское сопровождение учащихся осуществляет школьный фельдшер.

Для организации психолого – педагогического сопровождения детей – инвалидов и детей с ОВЗ в школе функционирует кабинет психолога и сенсорная комната, оснащённая специализированным оборудованием (наличие аудиовизуального комплекта). Непосредственное психолого – педагогическое сопровождение осуществляет штатный школьный педагог – психолог.

5.     Доступ к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям

Особые условия доступа к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ №9 г. Брянска и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

В школе есть специализированный комплект для индивидуального обучения слабослышащих и слабовидящих детей и детей с нарушением ОДА.

Специальные технические средства обучения коллективного пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

 

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Получение образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет следующие понятия: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».

Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ.

В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.

Статья 42 закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Приказом департамента образования и науки Брянской области от 04.07.2016 № 1654/1 утвержден Порядок исполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

В целях исполнения законодательства приказом управления образования от 27 декабря 2016 года № 571 утвержден Порядок взаимодействия управления образования Брянской городской администрации и общеобразовательных организаций г. Брянска по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА).

 

Раздел «Образование детей с особыми образовательными потребностями» на сайте Департамента образования и науки Брянской области

Оценка качества условий осуществления образовательной деятельности